Или
как традиционный, старинный вид «сороміцького мистецтва» привёл его автора,
Стаса Волязловского, вначале к славе, а затем к гибели.
Весть о смерти Стаса Волязловского после
смерти Леонида Войцехова не воспринимается так уж остро, да и мало кто с ним
был лично знаком здесь.
Я
познакомилась с ним в Киеве, он мне понравился: умён, интеллигентен, работы
тщательно созданы. Да, в галерее Жени Карася были выставлены тогда наволочки,
состаренные чаем, а на них шариковой ручкой создана была ГРАФИКА. Настоящая -
на простынях, шариковой ручкой, но графика.
Тематика
вполне «идеологически неверная», с подковыркой, сарказмом; что не могло не
завораживать, заставляло подхихикивать. Подхихикивать точности, точности
попадания, оригинальности трактовки образов.
Была в галерее Карася ещё выставка «А4.
Кулькова ручка», а там… уж не было ни кружев крестьянских с простыней
свисающих, там пошл’о (для меня «Вдруг») настоящее «сороміцьке мистецтво».
Срамные всякие темы. Неприличные.
И меня они
смущают и как, извините, интеллигентку, и как женщину, - там всё же сексизм
присутствует. НО это – классика, классика ТРАДИЦИОННОГО «сороміцького
мистецтва», если угодно, народного, низового. В конечном счёте мы помним и
знаем «Жлоб-арт» и «ХЗВ», т.е. и такое имеет право на существование, более
того, как нечто в СПЕЦИФИЧЕСКОЙ стилистике тражающее наше бытие, - или уже даже
бытиЁ.
Тут нужно резко оборвать и задаться вопросом: почему
реномированный, ИЗВЕСТНЫЙ художник вдруг «так» закончил свой жизненный путь?
Александра Трянова, куратор и инициатор выставки несколько раз повторяла:
«Причина в институциональном кризисе»! Мне сложно согласиться с ней, поскольку
«Институциональнаяя система» в государстве Украина отсутствует как таковая! А
посему после прекращения сотрудничества с гипер-успешной московской галереей
«Риджина» Стас Волязловский даже имея преданных ему друзей-сотоварищей впал в
депрессию. И это с та-а-акими заслугами, вот, взять бы хоть тот же журнал
«Наш»; а многочисленные зарубежные поездки-выставки! А вы только залезте в
интернет, - там много о нём текстов, также его собственных изображений
всяческих.
В цивилизованных государствах депрессия признана
болезнью, серьёзной болезнью; но, увы, не у нас. Она его и погубила.
Тут и Слава Машницкий (директор Херсонского Центра
Современного искусства), и Семён Храмцов (соратник и видеомэйкер их группы
«Рапан’ы») были уж бессильны. Сам Херсон перестал быть поводом для стёба, а
стал местом упокоения. Того, что претило Волязловскому по определению.
Но всего этого в выставке в Музее современного
искусства нету, там – сарказм, издёвка, веселье. Нужно только прикрывать глаза
на сюжеты определённых работ. И всё время, настойчиво, помнить, что это –
«Шансон-арт». Блатное такое. Как наша жизнь, повсеместная.
Однако, пройдёмся по выставке… Там украшенные
«каменьями» две гитары, тоже расписаны и скрещены в букву «Х». Фантастично
видео созданное с Семёном Храмцовым «Миражи», где посреди обычной улицы
херсонской всплывают и рассеиваются видения «мест иных» (омріяних). А сколь
саркастичен перепев «народной украинской песни» «Рідна мати моя»! На листочках
«А4» досконально изображены известные персонажи украинской арт среды: Илья
Чичкан, Жанна Кадырова, Александр Ройтбурд, тот же Марат Гельман, хотя к ним
ещё имеются и подписи всяческие. А также множество сюжетов, разнообразных, и из
социальной жизни, в том числе. Где качественно созданная графика умело,
ОТКРОВЕННО показывает нам пороки нашего государства и нас самих
.
Но автор ещё настаивал, что надобно читать и тексты,
что они не подписи к изображениям, а именно тексты. Всё равно нарисованные (как
графика) тексты имеют не менее любопытное содержание, которое НЕ ПОЯСНЯЕТ
картинку, но сопровождает; следует далее, вглубь.
Мрачные комиксы о пороках общества и человека
претворены у него в формах наивного искусства. Хотя уровень графического
мастерства не позволяет определять творчество Волязловского как лишь наивное.
Ах да, ещё в выставке много гадкого видео (прям-таки порно), впрочем, как и на
тряпках, сделавших ему имя; так и на бумаге размером «А4».
Итак, о чём же речь? Зачем и почему нужно это
соромітське мистецтво, почему Стас Волязловский стал классиком новейшего
искусства ещё при жизни?
Пусть эта экспликация самого автора послужит
объяснением:
«Шансон-арт — это моя рефлексия на мир, в котором я
существую, с его интересами, проблемами, страхами, религией, новыми культурными
вызовами, с его телевидением и программами, наполненными дебильной рекламой,
расчлененкой, криминалом, порнографией, сериалами и политикой, с его жёлтой
прессой и его интернетом. Возможно, для меня это что-то вроде арт-терапии. Мне
действительно удается освободиться от всего, лезущего в мозг помимо моей воли.
Беру и вываливаю все налезшее в эдакой лубочно-концентрированной форме на лист
бумаги или старые сэконд-хэндовские простыни, которые разрисовываю шариковыми
ручками».
В заключении хочу подчеркнуть, что это «не моё» как
женщины и интеллигентки, но как арт-критик, я НЕ МОГУ не признать социальной
значимости творчества Стаса Волязловского! Это ПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО нашей с вами
жизни, со всей её «спецификой» как показ, НАРОЧИТАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ блатного
превалирования в ней. Увы!
Ну и под самый конец следует обозначить, что куратор –
Александра Трянова довольна, тут Одесса оказалась первой отдавшей честь
умершему творцу, к тому же представила практически все аспекты его
деятельности. Даже издав его поэтический сборник. Более того, специально из
Киева приехал галерист Евгений Карась. Прибыл целый херсонский десант, с
Машницким и Храмцовым.
А я специально спрашивала Семёна Кантора – директора
МСИО, не смущает ли его подобное творчество, на что был получен
профессиональный ответ: «Такое творчество имело место, БЫЛО, его ретушировать
нельзя, ведь это и есть подлинный срез нашего искусства, современного искусства
Украины».
Комментариев нет:
Отправить комментарий