Ден Дмит.;))

вторник, 24 сентября 2019 г.

РПБ "ВОСТОК"



...В начале 50-х годов прошлого века в Одессе родилась традиция: всем городом встречать возвращающуюся из арктических рейсов китобойную флотилию «Слава».
Каждая из этих встреч превращалась в яркий многолюдный праздник, о котором благодаря оперетте И. Дунаевского "Белая акация" и снятому по ней фильму знала вся страна.
С 1960 года так встречали китобоев новой флотилии «Советская Украина».
В 1966 году «Славу» передали во Владивосток, а весной 1973-го на морвокзале город устроил грандиозную встречу новой гордости Одессы — рыбопромысловой базе «Восток».
Идея создания самой крупной, мощной и быстроходной рыбопромысловой базы мира принадлежит тогдашнему министру рыбногро хозяйства СССР А.А. Ишкову. Идею с готовностью поддержал председатель Совета Министров Н.С.Хрущев. Осуществление этого грандиозного проекта преследовало две цели. Первая — создать гигантское предприятие, которое, добывая рыбу в мировом океане, во время промысла перерабатывала бы её в различную пищевую продукцию, активно содействуя осуществлению продовольственной программы страны Вторая — поразить мир достижением советской науки и промышленности. И действительно, было чем гордиться. Тактико-технические данные базы в то время поражали специалистов: водоизмещение судна — 44000 тонн; длина — 224,5 метра; ширина — 28 метров; мощность силовой установки — 26000 лошадиных сил; скорость — 18,5 узла; экипаж — 690 человек. На борту размещалось 14 рыбодобывающих судов водоизмещением 70 тонн каждое, ангар для двух вертолётов.
Проектирование и подготовка к строительству гиганта рыбопромыслового флота, превышающего размерами американские авианосцы типа «Мидуэй», началось в 1963 году. Проектантом было назначено Ленинградское ЦКБ «Морпромсуд». Строителем выбран один из крупнейших судостроительных заводов Ленинграда — Адмиралтейский. Распоряжением Совмина в создании «Востока» было задействовано около трехсот предприятий Советского Союза, в числе которых всемирно известные заводы и конструкторские бюро. Особое внимание уделялось идее создать судно, несущее на себе флотилию рыбодобывающих судов, которые в зависимости от промысловой обстановки, доставлялись в любую точку мироворо океана.
Как было принято в то время, завершение каждого этапа воплощения проекта в жизнь, приурочивалось к знаменательной дате в жизни страны.
В 1970 году правительство приняло решение передать базу «Восток» Одессе, в УАКОРФ «Антарктика», где сразу же начали комплектовать команду для участия в швартовых и ходовых испытаниях и готовиться к приёмке судна.
Особую трудность представляла комплектация командного состава судомеханической службы. В «Антарктике» не было специалистов по паротурбинным силовым установкам, подобным силовой установке «Востока». Одесский обком партии предложил отделу кадров ЧМП откомандировать соответствующих специалистов в «Антарктику».
Из одесских моряков сложилась команда специалистов, воодушевленных общей причастностью к осуществлению уникального по своей грандиозности проекта Ходовые испытания начались в сентябре и продолжались почти три месяца. По распоряжению Совмина в них приняли участие 13 директоров предприятий-поставщиков основных механизмов судна.
Акт о приёмке «Востока» с множеством наших замечаний и обязательств строителей их устранить был подписан 31 декабря 1971 года. Затем последовали два месяца доделок, прибытие по Неве с судостроительного завода «Пелла» 14 рыбодобывающих судов, которые поднимали на «Восток» и выстраивали по обоим его бортам. Занял своё место на палубе вертолёт. Приятное оживление вызвало прибытие женской части экипажа — свыше 160 человек, в основном персонал консервного цеха, производственной лаборатории, бухгалтерии, обслуживающих служб.
25 февраля 1972 года в морозный питерский день на «Востоке» подняли государственный флаг. Рыболовный флот Украины пополнился ещё одним гигантом, которому четверть века предстояло быть флагманом рыбопромыслового флота Украины. Первый, экспериментальный, рейс был самым трудным. Не оправдалась идея использования флотилии добывающих судов, находящихся на борту судна. Предложение специалистов УАКОРФ «Антарктика» заменить их средними рыболовными траулерами, выходящими на промысел вместе с базой, после острых дискуссий было принято Минрыбхозом и Совмином. В 1973 году к базе начали прибывать морозильные траулеры — СРТМы проекта 502 ЭМ кошелькового лова, построенные Киевским судостроительным заводом «Ленинская кузница». В следующем году их было уже десять, и базу «Восток» переименовали во флотилию. Количество СРТМов достигло 14. Из рейса в рейс «Восток» наращивал производство рыбной продукции, в основном консервов. Однако проектные мощности начали сдерживать рост производства. Тогда по проектам специалистов судна и объединения без отрыва от производства, то есть в море, силами моряков были построены ещё два консервных цеха, цех изготовления консервных банок, дополнительные бункеры для хранения рыбы. Объём производства консервов возрос более чем вдвое, достигнув полумиллиона банок в сутки. И каких консервов! Сейчас не найдёшь в магазинах банку сардины, скумбрии или иваси по вкусовым качествам и внешнему виду даже отдаленно напоминающих те, что выпускались на «Востоке», да ещё и по доступной для всех цене. Моряки «Востока» уходили в рейсы на 8 месяцев.
Здесь для человека, оторванного от земли, были созданы условия для жизни, максимально приближенные к тем, в которых они живут на берегу. После трудовой смены каждый выбирал отдых по своим предпочтениям. К услугам экипажа были кинозал на 160 мест (ежедневно демонстрировали три сеанса), библиотека с штатным библиотекарем, танцплощадка, музыкальный салон, бассейн, сауна, спортплощадка, зал психологической разгрузки. О здоровье членов экипажа заботилась группа врачей основных специализаций располагающаяся в судовом госпитале. Работала парикмахерская. Столовая предоставляла качественное шестиразовое питание. В рейсе функционировала вечерняя школа рабочей молодежи. Еженедельно выходила многотиражная газета «Рыбак Одессы» (печаталась в своей типографии).
Так жил и трудился «Восток» до начала «лихих» девяностых.В 1995 году она отправилась в порт Алиагу на порезку. Начали сгущаться тучи над «Востоком». Но он был ещё очень молод: 23 года — не возраст для судов подобного класса. В механико-судовой службе "Антарктики" с помощью Калининградского кораблестроительного института были разработаны мероприятия, позволяющие такие суда, в частности и "Советскую Украину" эксплуатировать 40-50 лет Подготовка к выходу в рейс такой флотилии как "Восток" - трудоемкое и дорогостоящее мероприятие: профилактический ремонт базы и сопровождающих ее судов, снабжение флотилии орудиями лова, запасными деталями, сотнями тонн жести для консервных банок, растительного и машинного масел, пряностями, солью, тарой. Для базы судов флотилии требовалось 17000 тонн топлива и много другого. В конце декабря 1995 года, кое-как преодолев трудности ремонта и снабжения, «Восток» с экипажем в количестве 630 человек отправился в рейс. Удалось снарядить с ним всего 4 траулера, потом выслали вдогонку ещё один. Из-за постоянных срывов поставки снабжения, сокращения числа судов флотилии он работал с ничтожной производительностью. Рейс затягивался из-за попыток добиться хоть какого-нибудь экономического эффекта. В довершение всего в марте 1997 года судно было арестовано марокканскими властями по иску испанской фирмы за долги «Антарктики» и, как следствие, — 114 суток томительного плена. Часть членов экипажа удалось снять с судна, но у большинства в этом рейсе за плечами насчитывалось 18 месяцев пребывания в море. Не видя со стороны государства и компании никаких действенных мер по освобождению судна, на котором ещё находилось около 400 человек, капитан-директор А. В. Онощенко на свой риск увел судно из-под ареста и привел на рейд Ильичёвска. Не было традиционной для Одессы красочной встречи на морском вокзале. Моряки отказывались подойти к причалу без расчёта по заработной плате за рейс. Порт блокировали родственники моряков, прибывшими на встречу. На судно высадились работники прокуратуры. Они провели беседы с моряками, от которых зависит швартовка, познакомили моряков со статьями Уголовного кодекса, предусматривающими наказание за отказ от швартовки. В результате «Восток» кинул швартовы в порту Ильичевск. На берегу — бледные, уставшие от многодневного ожидания женщины, вдоль бортов медленно приближающегося судна — измученные, осунувшиеся лица моряков... Ни цветов, ни приветственных речей. Швартовка состоялась, порт опустел... Турция, бухта «Алиага». Последний причал «Востока» Потом появились представители турецкой фирмы, купившей «Восток» для разрезки на металлолом. «Восток» — это свыше 20 тысяч тонн металла, в составе которого более 500 тонн бронзы, 300 тонн красной меди, 80 тонн алюминия. Лакомый кусок! Вывоз с судна годами накопленного имущества скорее напоминал мародерство. Всё окончено. В середине сентября 1997 года «Восток» — крепкое, исправное судно, не знавшее никаких аварий, — отправляется в последний рейс навстречу своей гибели. На берегу провожающие — бывшие члены экипажа, мужчины и женщины. Многие плакали...

1 комментарий:

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...