Ден Дмит.;))

суббота, 25 августа 2018 г.

Порто-франко



✨199 лет назад - в августе 1819 года - Одесса получила статус Порто-франко

Порто-франко (от итальянского porto franco – свободный порт) – особый режим для порта, гавани, города или области, при котором торговля, выгрузка и хранение иностранных товаров не облагается пошлиной, или облагается, но значительно меньшей, чем принято в стране.
Разработкой плана внедрения Порто-франко в Одессе занимался герцог де Ришелье, привлекая к этой работе известных купцов – Дмитрия Инглези, Жана Рено, Григория Маразли, Шарля Сикара и других. Прорабатывая проект Ришелье тщательно изучал опыт итальянских городов, в частности Ливорно, Генуи и Триеста.
Официально Порто-франко Одессе было пожаловано императорским манифестом 16 апреля 1817 года, уже после отъезда Ришелье во Францию, при его приемнике – графе Ланжероне. Однако функционировать Порто-франко начало только 15 августа 1819 года – после оборудования специальной таможенной границы. Действовало Порто-франко в Одессе до 19 апреля 1859 года.
Как работало Порто-франко:
Иностранные товары, на территорию Порто-франко ввозились без государственной пошлины. Пошлина взималась только при вывозе товаров за пределы Порто-франко с целью продажи на территории Российской империи. С товаров, купленных в пределах Порто-франко в розницу пошлина не взималась.
Российские товары привозившиеся в Одессу для продажи в городе или для вывоза за границу, товары иностранные, предназначенные для транзита за пределы Российской империи и товары произведенные в Одессе, предназначенные для вывоза за пределы Российской империи, так же не облагались пошлиной.

Благодаря этому Одесса стала самым выгодным транзитным портом для иностранной торговли на Черном море и для вывоза российских товаров за границу. В городе расцвело производство товаров из импортного сырья, часто, сразу продающихся за рубеж.
Порто-франко Одессы недолго полностью освобождало купцов от платежей. С 1822 года они платили от 1/5 до 2/5 государственной пошлины. Эти деньги и составили основу благосостояния города.
Были у Порто-франко и недостатки:
Производить товары из местного сырья в Одессе стало менее выгодно, чем за ее пределами, поскольку такие товары облагались при продаже в Российской империи теми же пошлинами, что и произведенные из импортного сырья.
В городе серьезно выросла преступность, в основном за счет контрабанды.
Застройка внутри черты Порто-франко сильно уплотнилась, цены на недвижимость резко выросли. Многим горожанам пришлось перебраться в предместья и ежедневно проходить проходить таможни.
К середине 19 века в черте Порто-франко практически остановилось развитие промышленности – свободная земля просто кончилась.
Многие жизненно необходимые городу товары, например вода, из-за таможенного досмотра доставлялись в недостаточном количестве и с большими задержками.

Порто-франко было очерчено специальным рвом, с таможенными заставами и караульными будками. Положение черты менялось. Первоначально она шла от Сухого до Куяльницкого лиманов. В 1823 году, линию провели по формальной черте города – сейчас по этой границе проходит улица Старопортофранковская. Наконец 1 июля 1827 года была открыта таможенная граница, которая включала в себя собственно город, Пересыпь, Молдаванку и Малый фонтан. Эта граница просуществовала до самого конца Порто-франко.
Доходы городской казны до введения Порто-франко колебались (в удачные годы) в пределах 350-480 тысяч рублей. В 1840-х 50-х годах, при Порто-франко, годовые доходы города составляли 2.5-3.3 млн. рублей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...