Ден Дмит.;))

вторник, 7 мая 2019 г.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОДЕССА: ИМЕНА, ИСТОРИИ, ХАРАКТЕРЫ

На первый взгляд, в Одессе из итальянского есть только Генуэзская улица и Итальянский бульвар. Но это лишь то, что лежит на поверхности. А ведь итальянцы сыграли значительную роль в зарождении и становлении Одессы: от того самого Иосифа Дерибаса до Артура Анатры, наладившего выпуск самолётов в городе.



Перед тем, как рассказать об известных итальянских одесситах, стоит отметить, что когда мы говорим об итальянцах, то чаще всего подразумеваем италоязычных граждан, а не родившихся чётко в границах Италии. И это немаловажно, ведь многие прославленные фамилии принадлежали, например, италоязычным швейцарцам или их потомкам из кантона Тичино. Но началось всё ещё до появления в Одессе итальянских архитекторов и скульпторов. Ещё на средневековых портуланах – морских картах – мы находим упоминания фактории или якорной стоянки под названием Джинестра. И это неудивительно: генуэзские купцы издавна интересовались Северным Причерноморьем. Так что первые итальянцы жили здесь ещё задолго до появления Одессы. 

Но мы начинаем с основания Одессы и первое имя, которое приходит на ум – Иосиф Дерибас. Человек, благодаря которому был подписан указ о создании города и чью фамилию носит наша главная улица, родился как раз в Италии – в Неаполе. Хотя скорее он был человеком мира, но, как ни крути, место рождения говорит само за себя. Ну и кстати, одна из центральных улиц Одессы – Пушкинская – изначально называлась Итальянской.


Итальянцы вообще сыграли немаловажную роль в становлении Одессы: архитекторы, скульпторы, музыканты, артисты создавали этот город, вкладывая в него силы и любовь. Поначалу даже названия улиц писались на итальянском, и он же был языком одесской бухгалтерии. Ну и конечно выдающиеся памятники архитектуры – очень многие туристические объекты города связаны с итальянцами. Например, работы Франческо (или Франца) Боффо. В принципе, отечественная историография называет его сардинским поданным. Хотя считается, что Боффо родился в Лугано – италоязычном городе Швейцарии. Но, судя по воспоминаниям, характер у него был вполне итальянским. Поэтому мы тоже отнесём его к итальянцам.  За 40 лет своей работы, Франческо Боффо построил множество зданий и сооружений, которые стали главными туристическими достопримечательностями Одессы: Потёмкинская лестница, Воронцовский дворец, полуциркульные здания на Приморском бульваре (по проекту архитектора Мельникова) и многие другие. Но по поводу характера – ещё градоначальник Левшин жаловался Михаилу Воронцову на известного архитектора: «Боффо решительно не слушается и готовит себе путь в уголовную палату… но указ ясен: шесть простых или три строгих выговора ведут под суд. Несколько лет не дает отчётов…».


Другими известными итальянскими или италоязычными архитекторами были Джорджо Торичелли, Франческо и Джованни Фраполли, Франциск Моранди, Гаэтано Даллаква и конечно же Александр Бернардацци. Последний, правда, родился не в Италии и даже не в Швейцарии, а на Кавказе, в городе Пятигорск.  Но вот его отец родом из того же Лугано. Бернардации построил и спроектировал множество зданий в Одессе: железнодорожный вокзал «Одесса-Главная» (по проекту архитектора Шретера), гостиница Бристоль (вместе с архитектором Минкусом) и, конечно, здание Новой купеческой биржи – нынешней филармонии (проект Викентия Прохаски), выполненной в сотрудничестве со скульпторами Молинари, Менционе и Эдуардсом, художниками Кассиоли и Каразиным.


А Молинари и Менционе, итальянские мраморщики и каменщики, были лучшими в городе. Они, испытывая абсолютную уверенность в качестве работы, подписывались своими именами. Так, на одном из фасадных окон филармонии, на мраморе, мы можем прочесть «Мастерская Молинари», а на мраморном входе в сигаретный магазин Асвадурова, читаем на итальянском и русском языках «Мраморщик Менционе». И в продолжение темы скульпторов нельзя не упомянуть Луиджи Иорини, прибывшего в Одессу по приглашению архитектора Франциска Моранди. Именно Иорини создал скульптуры Меркурия и Цереры на здании Одесского горсовета. А, кроме этого, он работал в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств и смог подготовить плеяду мастеров и скульпторов, продолживших дело его жизни в Одессе.

Без итальянцев немыслима и одесская музыкальная история. В 1811 году был заключен контракт с антрепренёрами Замбони и Монковани, которые набирали оперную труппу в Италии и давали оговоренное количество представлений в Городском театре, открытом годом ранее. Повседневной жизнью театра занимался «смотритель по гардеробу» итальянец Марк Акурти. Под смотрителем гардероба следует понимать не какого-либо обыкновенного сторожа одежды посетителей, а практически начальника административно-хозяйственной части театра: контроль за состоянием здания, производством декораций, реализацией билетов и многое другое.
Но состоять в оперной труппе в Одессе того времени было делом опасным и рискованным: во время эпидемии чумы погибли чуть ли не все артисты. Но несмотря на это, итальянцы продолжали приезжать в Одессу и участвовать в представлениях. А во времена Крымской войны пленный офицер с фрегата «Тигр» пишет: «В опере очень хорошая труппа итальянских певцов, которая здесь, на берегах Черного моря, ставит Риголетто… Синьора Кордоса исполняет Джильду очень хорошо и, положительно пленила нас». Собственно, множество известных итальянских артистов бывали и выступали в Одессе. Итальянский артист Эрнесто Росси писал о своем посещении города: «В июне 1877 года я очутился в Одессе, где мне уже давно хотелось побывать. Ещё в детстве я слышал о ней от моего дорогого отца, неоднократно посещавшего ее в связи со своими торговыми делами. Я человек от природы любопытный, потому мне не терпелось побродить по улицам, где во времена моего отца вывески еще писались на итальянском языке, уступившем затем место французскому и русскому». А в апреле 1898 года Одессу посетил итальянский оркестр, в составе которого находился Эдуардо ди Капуа, написавшей именно в нашем городе музыку и таким образом создавший чуть ли не самую известную песню во всём мире «O sole mio». Уже в новом Городском театре выступали непревзойдённые классики итальянской оперы Маттиа Баттистини и король баритонов Титта Руффо.
И именно итальянцы сделали Одессу столицей авиации в Российской империи. Артур Анатра так впечатлился увиденным самолётом, что занялся их конструкцией в Одессе. И в результате возглавил Одесский авиаклуб, из мастерских которого вырос Авиационный магазин. А после этого итальянскому одесситу удалось наладить выпуск собственных самолетов. Причём, этот завод продолжает существовать и сейчас – это Одесский авиаремонтный завод, который входит в список стратегических предприятий Украины.
Но, несмотря на такой значительный вклад, итальянская община со временем исчезла, растворившись в городской среде. В 70-е годы XIX века возникают двойные итало-русские фамилии, другие постепенно исчезают или меняются до неузнаваемости, ну а большинство потомков итальянцев уже и не знали итальянского языка. Но, как бы там ни было, итальянский дух по-прежнему витает в воздухе этого многонационального города. И при желании его всегда можно ощутить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...