Ден Дмит.;))

среда, 30 января 2019 г.

Одесса стоит большего, чем Гоцманы, Япончики и прочее...

Одесса стоит большего, чем Гоцманы, Япончики и прочее, чем пичкают обывателя. Очень хочется верить, что однажды экранизируют именно эти истории, а не очередную шаланду с привозом, и все, в первую очередь сами одесситы, узнают что Одесса бывает сложнее и глубже открыток с видом на бульвар.




В День памяти жертв Холокоста пару слов хочется сказать о тех, кто спасал. Имена Евгения и Андрея Шевалевых в Одессе знают многие, Евгения в прессе даже окрестили "одесский Шиндлер". Но вдруг кто-то не слышал об этой истории. Пусть тогда и вам будет немного #зиманапользу.
Октябрь 1941 года, в Одессу входят оккупанты. Евгений Шевалев - главврач Одесской психиатрической больницы, той что на Слободке. А еще - Доктор, который чувствует личную ответственность за вверенных ему людей. И начинает действовать.
Медицинские карточки на вымышленные, не еврейские имена, с которыми сотрудники больницы оставались там под видом больных. Десятки спасенных пациентов-евреев с настоящими диагнозами, с переписанными на другие имена историями болезней. Вымышленные диагнозы и липовые карточки для здоровых евреев, которые приходили сюда за спасением и оставались как пациенты. Инструкции здоровым о том, как себя вести, чтобы сойти за душевнобольных и не вызвать подозрений: во дворе больницы находилось отделение сигуранцы.
Продажа части оборудования, чтобы прокормить людей. Выменивание одежды умерших больных на продукты для живых. В первую зиму 1941-1942 года в больнице отапливалась только одна палата, и греться больных приводили туда по очереди. За водой медсестры ходили за два километра, в любую погоду.
Он не дал никого расстрелять, даже на рытье окопов не дал никого выгнать. Говорят, обратился к оккупантам по-румынски, взывал к их совести, напоминал о Боге. Странно, но сработало. В одном из источников есть такие цифры: "Осенью 1941 года были убиты все больные в Виннице, Минске (632 человека) и Могилеве (836 человек)". В Одессе, в больнице на 600 коек, не расстреляли ни одного человека.
Сын Андрей, студент-биолог, в период оккупации жил вместе с отцом в больнице, был правой рукой Евгения Шевалева и во всем ему помогал. К слову, Андрей всю жизнь дружил с Блещуновым (тем самым, имя которого сегодня носит созданный им Музей личных коллекций в Одессе) и серьезно увлекался альпинизмом. На его счету, например, еще до войны было несколько восхождений на Эльбрус.
А во время войны отец и сын Шевалевы спасали всех, кого могли спасти. И дело не в количестве спасенных, хотя счет идет на сотни. Дело в том, как два человека, два наших земляка на протяжении двух с половиной лет находили в себе силы, чтобы каждый день совершать подвиг. Евгений и Андрей Шевалевы удостоены почетного звания "Праведник народов мира", решение об этом институт «Яд ва-Шем» принял 12 апреля 2001 года. Когда вам будут говорить, что жители Одессы активно "сдавали" оккупантам своих соседей-евреев, помните: да, действительно сдавали. Это правда. Но помните, пожалуйста, еще и о Шевалевых. Потому что и это тоже - правда.
На фото - Евгений Александрович Шевалев и Андрей Евгеньевич Шевалев, одесситы, Праведники мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...