Ден Дмит.;))

понедельник, 6 мая 2019 г.

5 ОШИБОК ПРОШЛОГО, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ НЕВОЗМОЖНЫ


Путь к победам человечества проложен неудачными попытками, но и многие признанные триумфы прошлого из 2019 года выглядят провалами.

1. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

Китай, 3 век до нашей эры — 17 век
Проблема: неверная оценка ресурсов, отсутствие единого плана
Великая Китайская стена оказалась не только одним из самых масштабных, но и одним из самых бесполезных сооружений в истории человечества.
Строительство началось в период Воюющих царств, в 3 веке до нашей эры. Единого проекта не было: разные царства независимо друг от друга возводили стены на своих границах. Со временем границы менялись, и оборонительные сооружения приходилось бросать, сносить или перестраивать. Стены из глины, гальки и необожженных кирпичей (камень применили позже и не везде) постоянно разрушались. Процесс стал бесконечным. Не успевали достроить один фрагмент, как надо было восстанавливать другой.
Порядка двух миллионов человек возводили стену общей длиной в 21 тысячу километров на протяжении нескольких сотен лет. Все это время проект отнимал у Китая огромные финансовые и человеческие ресурсы. Стройка шла в далекой глухой местности, дорог туда не было, а значит не было и возможности доставлять вовремя необходимые припасы. Рабочих выкашивали голод и эпидемии. Существует версия, по которой именно мучительное создание Великой стены спровоцировало многочисленные народные восстания и стало причиной падения династии Цинь в 3-м веке до нашей эры.
При всем при этом свою главную функцию — защиту от вторжений кочевников — стена выполняла скверно. У Китая не было сил достойно охранять и ремонтировать такую махину. Захватчикам не составляло труда найти бреши или подкупить немногочисленных стражников.

2. ЭДИКТ ДИОКЛЕТИАНА
Римская империя, 301 год
Проблема: незнание основ экономики, невозможность оценить риски
В 301 году римский император Диоклетиан выпустил Эдикт о максимальных ценах на продукты. Цены товаров, а также заработная плата рабочих и ремесленников фиксировались, за спекуляцию грозила смерть. Диоклетиан хотел добра: не дать землевладельцам взвинчивать цены на еду, избежать массового голода, утихомирить чрезмерные запросы сократившейся в числе рабочей силы.
Стало хуже. Торговцы предпочли спрятать запасы и свернуть бизнес, продавать по фиксированным ценам было невыгодно. Работники отреагировали на фиксированную оплату так же — перестали работать. Продукты исчезли из открытой продажи. Цены на черном рынке подстегивались угрозой казни и взлетели до небес.
Копии эдикта были высечены на каменных стелах по всей империи. Совет будущим диктаторам: подумайте, прежде чем высечь свои ошибки в камне, иначе люди до скончания веков будут над вами потешаться. Эдикт, который со временем стали игнорировать, подорвал престиж императорской власти. Устав и разочаровавшись, Диоклетиан совершил неслыханное — по собственной воле отрекся от титула. Последние 11 лет жизни он почти безвыездно провел в далеком от Рима дворце.

3. ЭКСПЕДИЦИЯ КАБРАЛА

Португалия — Бразилия, 1500 год
Проблема: ошибки в расчетах маршрута
О том, как Христофор Колумб в поисках Индии случайно открыл Америку, знают все. Аналогичная ошибка адмирала Кабрала, которая привела к открытию Бразилии, известна гораздо меньше.
После того как Васко де Гама первым из португальцев достиг Индии морским путем, португальский король Мануэл I жаждал закрепить успех. В 1500-м году он отправил в том же направлении другую экспедицию — под руководством Педру Алвариша Кабрала.
Выйдя из Лиссабона 9 марта, флотилия из 13 кораблей сначала держалась неподалеку от берегов Африки, но потом свернула на юго-запад, в открытое море: Васко де Гама советовал сторониться африканского побережья, чтобы избежать капризной погоды и сложных течений Гвинейского залива. Но Кабрал отклонился от курса слишком сильно, да и северо-восточные ветры вкупе с течениями относили эскадру все дальше от намеченного плана. И вот 22 апреля мореплаватели неожиданно обнаружили неведомую землю.
Португальцы решили, что это остров, и даже дали ему название, Вера Круз — остров Истинного Креста. Кабрал установил над бухтой крест с вырезанным на нем гербом Португалии, наладил контакт с местными жителями и отправил на родину один из своих кораблей с рапортом королю, присовокупив к отчету нескольких попугаев.
На «острове» не было ни полезных ископаемых, ни знаменитых индийских пряностей. Посчитав открытие не таким уж ценным  Кабрал продолжил путешествие в Индию — и все-таки достиг ее, хотя и потерял по дороге большую часть своих кораблей.
При жизни Кабралу не досталось славы первооткрывателя. Король на основе его отчета отправил к «острову Истинного Креста» новую экспедицию, но сам Кабрал оказался в опале: ему не простили отклонения от курса и потери кораблей. Его имя на многие века оказалось полностью забыто и только в 19 веке вновь стало появляться на страницах книг.

4. ГОРОД КОЛМАНСКОП

Намибия, первая половина 20 века
Проблема: неверная оценка ресурсов, ошибочный бизнес-план избыточные затраты из-за ошибки геологов
В 1908 году железнодорожник чистил рельсы узкоколейки, проложенные через пустыню Намиб на юго-западе Африки, и среди заносов нашел алмазы. Чтобы освоить месторождение, рядом начали строить город Колманскоп. Акционеры, преимущественно немцы, в расчете на будущие сверхприбыли инвестировали с размахом. Роскошные дома, школа, больница, электростанция, пекарня, пивоварня, скотобойня с коптильней, театр, казино, концертный зал, стадион, кегельбан — неплохо для городка с населением в тысячу человек. Здесь же открыли первую в Южном полушарии рентгеновскую лабораторию. Рабочих просвечивали на выходе с прииска, чтобы они не выносили алмазы в желудке.
Однако потенциал месторождения был переоценен. Мелкие алмазы вместе с песком ветер принес сюда когда-то со стороны океана. За 20 лет наносной слой перебрали, а под ним нашли только глину. Жизнь в городе, страдавшем от песчаных бурь и отсутствия источников питьевой воды, потеряла смысл.
В конце 1920-х жители начали стремительно покидать Колманскоп и через два десятка лет он опустел окончательно. Город-призрак скрылся под песком, и сейчас в нем бывают только туристы.

5.ПРОЕКТ «КОНКОРД»

Великобритания — Франция, вторая половина 20 века
Проблема: ошибки в инженерных расчетах и финансовых оценках
Проект «Конкорд» появился в 1962 году, когда слились британская и французская национальные программы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета. В то время считалось, что будущее мировых авиаперевозок принадлежит скоростным лайнерам. Подобные разработки велись и в США, и в СССР.
Ошибка стала очевидна уже в начале 1970-х. Практика показала, что спрос на дальние перелеты определяется стоимостью билетов. Сверхзвуковые лайнеры были дороже дозвуковых в производстве и обслуживании на земле, а в полете буквально пожирали драгоценное топливо. Вот почему полет на «Конкорде» из Лондона в Нью-Йорк и обратно стоил пассажиру $ 9000–10 000.
Это заставило авиакомпании пересмотреть планы и отказаться от сверхзвуковых самолетов в пользу недорогого, надежного и гораздо более вместительного Boeing 747.
Программа по созданию «Конкордов» стоила правительствам Франции и Великобритании около $ 10 миллиардов, предварительно были заказаны 74 самолета, но продать удалось только 9 штук, и только во Францию и Великобританию. Еще пять «Конкордов» отдали туда же по символической цене — 1 фунт и 1 франк.
Эта история вошла в пособия по психологии. Синдромом Конкорда называют неспособность остановить обреченный на провал проект, потому что в него вложено много сил, времени и денег.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...