Ден Дмит.;))

пятница, 6 апреля 2018 г.

РЕЛИГИЯ ДЛЯ НАРОДА

На Молдаванке любили все праздники – и календарные, и государственные, и религиозные. Дух любви, радости и даже изредка всепрощения парил над свежевыстиранными простынями с Рождества до Пурима, включая седьмое ноября. Потому что главным было застолье. Пробелы в теологии восполняли искренностью и ритуалами. Бабушки поддерживали связь поколений, независимо от партийной и религиозной принадлежности остальных членов семьи. 
Это были фрагменты из разных пазлов, которые внезапно подошли друг к другу. Получился феерический сюрреализм с гастроуклоном.
Дома гуляли и Песах, и Пасху и Первомай. Начиналось всегда с конспиративной подготовки к …Первомаю, которая почему-то иногда стартовала в марте. Прабабка каким-то одной ей известным способом определяла, когда День солидарности трудящихся был настолько близко, что нужно срочно делать генеральную уборку с отодвиганием диванов и переворачиванием ковров. Чтоб ни одной крошки в доме не было! , - командовала наша Женя Ивановна. Труд и грязь несовместимы! А бабушка невзначай приносила с работы вместо купленных у спекулянтов конфет «Бомбоане» коробку мацы, мол сегодня угостили экзотикой. Маца нас завораживала, особенно после того что мама сказала, что ее строчат на машинках. Мама часто шила нам одежду, поэтому мы ей предложили не ждать целый год перекупщиков и дарителей, а как-нибудь самой настрочить вкусных коржиков. Она почему-то отказалась. Вообще было много необъяснимого в эти сакральные весенние дни. Например, внезапная, но синхронная с появлением мацы прабабкина забота в виде тертого яблочка как маленьким. Кто ж откажется? Но потом она также внезапно и алогично прекращала их тереть и заявляла «так ешьте – не из графьёв».
К маце бабушка выдавала виноградный сок «румяные щечки» в стеклянных баночках и пробивала в крышке две дырки. Пить «с горла» был высший шик. 
Однажды Леся обнаружила на своей банке под портретом малыша надпись «алиготе», а на моей - «рислинг». «Алиготе» периодически попивал дед Пава, когда в гастрономе были перебои с портвейном. Рислинг в винном отделе тоже присутствовал. Родители долго нас убеждали что это просто сорта винограда, но мы решили, что теперь банками положено чокаться. 
Праздничной едой обязательно угощали всех соседей. Тетя Ида и тетя Люся приносили мацу, мы своей никогда не делились, зато потом их в ответ кормили пасками. Заценить не «гливкой» ли ( мокрый и непропеченный) кулич и богатый «доклад» ( количество сливочного масла, яиц и сахара в нем) любили даже атеисты и коммунисты.
Но вся маца в отличие от пасок была одинаковой на вкус. На детский взгляд обмен был не равноценный. 
Паски пекла мама в старинных чугунных формах по семейному рецепту из кнги « о вкусной и здоровой пище». При тесте нельзя было ругаться, шуметь, сморкаться и открывать форточку. Месили его в ведре руками. Все что мялось менее часа считалось пропащим еще до выпечки. А потом трое суток пытки - паски пахли сдобой, цедрой и праздником, но есть их до воскресенья было категорически нельзя. Краски для яиц покупали как наркотики у цыганок на Привозе. В маленьких конвертах из тетрадных листков. И каждый раз это была русская рулетка – угадать качество и результат покраски было невозможно.
За утренним столом проходили троекратные поцелуи, батл крашанками и суперфинал «мастер-шефа» со свекровью – чей кулич вкуснее. Мы следуя христианской доктрине любви и инстинкту самосохранения делали вид что не чувствуем разницы.


Бабушка Клава, маргинальный католик, использовала для выпечки ягодного теста в какой-то особой форме. Это было так прекрасно, что есть это было бы богохульством. Люди приходили, чтобы взглянуть на него.
И папа, выросший в послевоенные годы, сказал нам, что время между Пасхой и славянским праздником Радоницы было лучшим. Все дети во дворе бежали на кладбище и проделывали себя на месяц вперед.
Тем временем Йося Голдман не пошел на кладбище. Вместо этого, во время полового созревания, он с энтузиазмом приветствовал всех девушек, держащих кучу ивовых тростей, и выпорол их ноги, крича: «Не я б'ю - верба б'є - за тиждень Великдень.» («Я не попадаю - поражает ива. На пасхальную неделю »).
И только потом, перебив крошки, куриные ножки и яйца, разбитые в семейных соревнованиях из списка обязательных дел, Великая бабушка подала бы поднос с горячим пирогом, чтобы закончить этот весенний марафон. Для того, чтобы пустыня соответствовала этому случаю, она сформировала «1 мая» из айвы на поверхности. Наконец она расслабилась. С бокалом коньяка в руке она произносила слова «мы так много работали, что теперь это двухдневный отдых», и садись смотреть телевизор. Типичные проезды с демонстраций фабрик вернутся на наш двор с красными луками на сундуках и трофеями визуальной пропаганды. В то время как Джордж Лукас руководил первыми «Звездными войнами» на другой стороне земного шара, у нас были не менее сногсшибательные световые мечи, сделанные из гвоздик на швабрах - после официальной части празднования они были идеальны для борьбы.
Я твердо верил, что знаю все о праздниках после взросления на международной молдаванке. Я был неправ. Я испытал этнографическое смущение в Западной Украине. После традиционных воскресных праздников пришел «Мокрый понедельник» - на следующий день после православной Пасхи. Я думал, что в тот день, согласно древнему местному обычаю, молодые люди будут ждать незамужних девушек рядом с колодцем и брызгать водой на них «на удачу». В любую погоду девушки должны были заплатить за такую ​​удачу украшенным яйцом. Оказалось, что традиция не просто жива. Современная интерпретация практикуется всеми мужчинами, независимо от их возраста, и они используют не только воду, но и дешевый одеколон из деревенского магазина. Страдая от вчерашнего несварения, я вылез на кухню. И здесь хозяин дома, пожилой, пухлый вуйко (западноукраинский «дядюшка»), выскочил из своей засады и налил на мою голову половину бутылки одеколона «Шахразад», пока он копался, как подросток. Из внезапности и вони моя тонкая раковина интеллигенции сразу же раскололась, и коллективное бессознательное на улицах расправил крылья, как птеродактиль. Прищурившись в моем обгоревшем глазу и забыв о статусе невесты, я рассказал ему все о советских духах, языческих анахронизмах и деменции в Одесском палуа. Самым впечатляющим для моих потенциальных родственников было незнакомое, но, безусловно, оскорбительное слово «meshuggener». моя тонкая раковина интеллигенции сразу же раскололась, и коллективное бессознательное на улицах распространило свои крылья, как птеродактиль. Прищурившись в моем обгоревшем глазу и забыв о статусе невесты, я рассказал ему все о советских духах, языческих анахронизмах и деменции в Одесском палуа. Самым впечатляющим для моих потенциальных родственников было незнакомое, но, безусловно, оскорбительное слово «meshuggener». моя тонкая раковина интеллигенции сразу же раскололась, и коллективное бессознательное на улицах распространило свои крылья, как птеродактиль. Прищурившись в моем обгоревшем глазу и забыв о статусе невесты, я рассказал ему все о советских духах, языческих анахронизмах и деменции в Одесском палуа. Самым впечатляющим для моих потенциальных родственников было незнакомое, но, безусловно, оскорбительное слово «meshuggener».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...