Ден Дмит.;))

пятница, 10 января 2020 г.

Исцеление Божьей любовью - не конфликтует с психологией


«Давно пора бы священнику и врачу-специалисту по психическим заболеваниям протянуть друг другу руки и вместе взяться за решение этого сложного задания духовной природы». 

Так высказывается известный швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг в своей работе «Бог и бессознательное». 

С момента рождения этой мысли психоанализ сделал ни шаг, а десятки и сотни больших шагов вперед на пути своего развития, однако часто традиционная медицина упорно ее нивелирует. Коммунистическая идеология, которая царила у нас десятилетиями, и философия позитивизма, которая пришла ей на смену, не выявили интерес в таком решении человеческих проблем. А значит, не проявили заинтересованность в решении тех проблем вообще. Если бы задумались над этим, то заметили бы, что именно религия стоит ближе к истокам психических нарушений. К. Г. Юнг и некоторые его преемники критиковали современную им психотерапию как слишком овеществленный, а от того безуспешную, потому что психические проблемы в основном возникают в плоскости не тела, а души. Само понятие души - враждебное материалистическому мировоззрению, поэтому и имеем случаи бессилие при преодолении психических заболеваний методами официальной медицинской науки. Мнение об эффективности религиозных практик (прежде всего исповеди и молитвы) при лечении различного рода неврозов разделяет австрийский психиатр Вильгельм Штекель в своей работе «Причины нервозности» (1). Насколько благосклонным не было бы отношение В.Штекеля к идеям его учителя Зигмунда Фрейда, не раз утверждается в статье, однако он в своем подходе к решению психических проблем продвигается значительно дальше. Как известно, Фрейд открыто выступал против религии, для него немыслимым было ее использования в научных целях, даже часто характеризовал ее как разновидность невроза. Зато В.Штекель в том случае, если пациент - верующий, охотно направляет его к священнику. И такая открытость на сотрудничество с Церковью объясняется главной причиной психических расстройств, которую ученый освещает в своей работе. Почти очевидные причины, например насыщенный ритм городской жизни, употребление алкоголя, частые стрессы, наследственность, он отодвигает на задний план, а в отдельных случаях отвергает вообще. Главную же причину психических нарушений он видит в переживаниях и представлениях, которые человек под давлением различных внешних требований вынуждена вытеснять в подсознание. 


Вот как он сам описывает этот процесс: 
Вытеснение становится причиной бесконечного количества нервных заболеваний. Сила, которую человек прилагает для того, чтобы забыть известные события, реальные или мнимые, не утрачивается: она возвращается в виде болезни, в виде страха, невроза навязчивых состояний или в любом другом образе. Вытеснено представление борется с представлениями сознательными и становится причиной неврозних психических конфликтов . (2)  

 Так, пережив тяжелую болезнь, возможность потери близкого человека и все сопутствующие этому негативные обстоятельства и эмоции, - когда угроза проходит, мы стараемся все это «забыть». Такой вариант - не самый лучший. Неприятные переживания, которые мы вытеснили на задворки подсознания, могут возвращаться к нам в виде необоснованного страха за жизнь и здоровье близких, что значительно ухудшит наше психическое состояние. Влюбленный молодой человек, раз испытав горькое разочарование, вероятно будут проблемы с построением отношений в будущем, если не взглянет с отвагой в глаза своему предыдущему негативному опыту, который постоянно возвращаться в виде навязчивых неутешительных мыслей о действительности. 

При таких обстоятельствах, когда человек сосредотачивает все силы своей души на каком-то одном раздражителе, и к неврозу недалеко ... 

Штекель описывает еще и такие случаи, когда его пациенты болели неврозом, боясь своих преступных планов, которые часто посещали их сознание, а от того прилагая неимоверные усилия для их вытеснения. Это же касается и различных детских психологических травм. 

Чтобы избавиться от негативных последствий вытесненных переживаний, В.Штекель направляет нас в такое русло: «Когда мы познаем самих себя и бесстрашно посмотрим в глаза скрытым в нашей душе призракам, они потеряют свою власть над нами» (3). Но вопрос, как получить эту отвагу, остается открытым. Только частично психоаналитик проливает свет на эту проблему последующими советами: «Душевный мир - единственная панацея для здоровых нервов» (4) и «лучшим лекарством от всех душевных болезней есть радость в любой форме, в любом виде» (5), перекликающийся уже с библейским «ищи мира и его держись» (Пс 34 (33), 15) и «Всегда радуйтесь» (1 Фес 5,16). А отсюда уже открывается простор для действия религиозности как индивидуального восприятия человеком религиозных основ. 

Важно отметить, что не всякая форма религиозности является целебной. Способствует успешному решению психических проблем глубокая, внутренняя, осознанная, зрелая религиозность .

 В противном случае, если духовная жизнь сведется только к внешнему выполнения предписаний и обрядов, а не выражать внутреннего стремления к единству с Богом, мы будем вынуждены согласиться с Фрейдом по невротической сущности такой веры. «Внешняя религиозность может нарушить психическое здоровье, внутренняя религиозность его поддерживает» (6) (Гордон Олпорт). «Каждое внутреннее исцеление, независимо от того, чего оно касается, начинается от оздоровления веры, от построения доверия к Богу, к ближним и к самому себе» (7) (о.Юзеф Августин СИ).

 Имея такое доверие, человек открывает для себя новые возможности, ведь может теперь все свои негативные мысли и чувства выразить перед Богом в молитве, в Тайне Покаяния. «Каждый человек в личной, откровенной и искренней беседе с Иисусом может освободиться от абсурда своих страхов, чувства опасности, внутреннего гнева, ненависти и других страстей» (8) (о.Юзеф Августин). Высказывание негативных мыслей и чувств перед Богом поможет самой человеку осознать их, понять, принять, а значит и получить облегчение, потому что, как пишет в своих размышлениях о душевных зранення о. Юзеф Августин: «Чем меньше мы осознаем своих страхов, тем больше они управляют нашей жизнью» (9). Поэтому их осознание сведет к минимуму и их контроль над нами. Найти ответы по пути преодоления травмогенних представлений поможет и внимательное, вдумчивое чтения Священного Писания и качественной религиозной литературы.


 Г. Оллпорт говорит: Когда мы говорим, что психологически больной человек - это тот, кто сожалеет о прошлом, ненавидит свое настоящее и страшится своего будущего, религия углубляет эту тему, добавляя: «Да, это так, и я могу дать человеку прощение за прошлое, приемлемый смысл настоящего и надежду в будущем ». И когда мы говорим, что психическое здоровье означает способность нарастить мускулы на месте бывших ран, религия отзывается: «Да, это так, и наше психическое здоровье пропорциональное том тяжести забот, который мы способны вынести» (10).  


 И заключает: Совсем недавно психиатрия открыла то, о чем всегда говорила религия: нет других лекарств кроме любви. Тем самым сливаются воедино идея любви и идея искупления. Исцеление идет путем искупающей любви, человеческой или божественной (11).

   Святой апостол и евангелист Иоанн учит нас в своем послании: «В любви нет страха, а, наоборот, совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин 4,18). Страх перед самим собой, перед людьми, перед неблагоприятными внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, перед навязчивыми мыслями, перед угрозами мнимыми и реальными, перед будущим, перед смертью - все то, что вредит психическому здоровью, если его отважно, достойно и , заручившись Божьей помощью, встретить, а не постоянно бежать.
Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...