Тая Найденко – одесский поэт и блогер. Её подписчики
делятся на три категории: одним нравятся её стихи, другим – проза, третьим –
сама Тая. Какие-то истории она выдумывает от начала и до конца, основой других
становятся жизненные ситуации. Но некоторые темы переживает всем своим
существом, и тогда мы читаем совсем другую Таю.
Хорошо
звучит:
- А давайте считать Одессу не от дня основания Екатериной, а с древних
поселений? Вон и на Приморском бульваре, в древних толщах, стены каких-то
средневековых городищ нашли... Разве ж не круче, чтобы любимому городу – не
200, а все 1200 лет?!
Круче, конечно,
если считать, что чем дальше – тем круче. Если считать, что Украине очень нужен
еще один город средневековой истории (их мало?), ещё один город козацкой славы
(их мало?), ещё один город праславянских городищ (их мало?!), а не город Одесса
(их таки да – мало, я знаю только одну).
И не нужно делать
невинные глазки «чем старше - тем лучше». Все тут понимают, со всех сторон
конфликта, что главное – обесценить, разорвать историческую связь Одессы с
Российской Империей. А для России – в свою очередь – удержать эту связь во что
бы то ни стало.
Одно донести
сложно, что до упоротых украинских патриотов, что до российских: связь через
Екатерину, через эту дату, через этот Приморский бульвар – у нас НЕ с Россией,
а как раз с Европой. Это родословная города, начатая с гордого смешения
европейских имён: авантюристов, писателей, беглецов, красавиц, архитекторов,
предпринимателей, военных...
В памятнике
Екатерине важно не то, что она императрица российская, а то, что с Вольтером
она переписывалась, что мечтала быть просветительницей, что платье у неё –
пышное, что фигура женская – а вокруг кавалеры помельче, что эта площадь
Екатерининская – красива с Катькой, и улицы от неё разбегаются веером, выводят
на мосты – красиво...
И Одесса, начавшаяся 200 лет назад, обязывает вспоминать время великих
начинаний и смешения народов, свежее время борьбы за вольности и свободы,
сладкий дух предпринимательства и творчества, веру в человечество и себя
самого.
Одесса, рождённая
тогда, обязывает чтить не Россию, а Вольтера, Пушкина, Гоголя. Обязывает
уважать и терпеть грека, немца, англичанина, француза, болгарина... Обязывает
знать и принимать самое разное. Обязывает смеяться и любить всё это, всё живое
и яркое, включая шлюх, бандитов, авантюристов, мошенников и величайших
обманщиков – да!
Вот что я знаю.
А что мы найдём,
обратившись к истории «раньшей», перекопав наш Приморский бульвар ради более
древних стен? Древних пра-украинцев, древних греков, древних пращуров всех
человеков? Что мы выведем из этой истории? Какой город? Каких себя? И зачем?
Я не знаю.
И эти – наивные –
«а давайте!» – не знают. Зато чего они хотят лишить Одессу – знают точно. Нашей
особенности, нашего раздражающего, непочтительного к общим унылым героям,
облезшего на солнце лица.
Но забрать у города его лицо – значит убить город.
Потому вот и злюсь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий