Ден Дмит.;))

среда, 31 марта 2021 г.

С ГОРКИ НЕ СПУСКАТЬ

 


В советское время мы даже и не подозревали, что вплоть до конца 80-х годов даже перечень ЧП, во время которых погибло пять или более человек, имел гриф «Секретно», не говоря уже о каких-либо подробностях таких чрезвычайных происшествий.
Об одном из них этот рассказ. Самое жуткое во всей истории то, что обычная человеческая халатность принесла столько горя. 🙁 И такое стечение обстоятельств, что на одном месте работали сразу 3 халатных человека не считаю редкостью. Просто на других местах обходилось без больших жертв. (К примеру, знаю случай, на ткацкой фабрике затянуло руку под пресс/утюг работнице. Так там сама работница виновата была и мастер, обслуживающий этот пресс, оба отнеслись халатно. Но тут всего лишь один человек пострадал) В данной же истории всё гораздо страшнее.
С ГОРКИ НЕ СПУСКАТЬ
Эта предупреждающая надпись стоит на всех железнодорожных цистернах, перевозящих горючие вещества. Но 20 сентября 1980 года, около часа сорок ночи, такую цистерну спустили с горки, и в результате, под Сызранью Куйбышевской области с лица земли исчез поселок Машинистов.
Железнодорожные составы на станциях формируются с помощью сортировочной горки. Вагоны загоняются на ее верх, и при спуске направляются на те или иные пути. А надпись «С горки не спускать» означает, что при формировании таких составов, эта цистерна должна перемещаться только маневровым тепловозом. Но в ночь на 20 сентября, дежурный диспетчер сортировочной станции Сызрань-1 Воронков, дал команду: «Спустить цистерну самоходом». Распоряжение дежурного по горке поступило к помощнику составителя поездов Леониду Фуражкину, который, хотя формально и был подчиненным Воронкова, тем не менее имел право самостоятельно решать, можно или нельзя направлять самоходом с горки ту или иную железнодорожную единицу. При этом нужно учесть, что если диспетчер находился в закрытом помещении, довольно далеко от спуска на горку, то составитель поездов имел возможность воочию видеть, что за вагоны поступают на сортировку. Но и Фуражкин, даже на подходе увидев пропан-бутановые цистерны, махнул на этот факт рукой – и в точности выполнил команду дежурного. Уже потом следствие установило, что та­кие же распоряжения не только Воронков, но и прочие дежурные по горке отдавали своим подчиненным и за день до происшествия, и за месяц, и за год до него. Однако и в тех, и в последующих случаях им все сходило с рук, и потому в дальнейшем железнодорожные служащие продолжали нарушать инструкцию уже по привычке – до тех пор, пока не наступила расплата…Такие команды дежурного всегда сходили с рук, но не в этот раз.
Фуражкин, команду выполнил, и скатил с горки цистерну с 36 тоннами сжатого пропана, предназначавшегося для перевозки в Польшу. Рабочий горки Поднебесов, в обязанности которого входило торможение вагонов с помощью специального башмака, упустил нужный момент, и цистерна на полной скорости врезалась в сцепку стоявшего внизу вагона-цементовоза. В цистерне образовалось пробоина размером около одного квадратного метра, из которой начал выходить газ. По инструкции, Поднебесов был обязан немедленно сообщить об аварии. Трагедия могла быть гораздо менее тяжелой, если бы Поднебесов сообщил об этом дежурному Воронкову и пожарной службе. Он же предпочел просто сбежать, опасаясь за свою жизнь. И спящему поселку Машинистов, который находился в 20 метрах от горки и представлял собой частный сектор, оставалось жить меньше часа.
Сжиженный газ под давлением в 8 атмосфер начал выходить из цистерны и ветром накрыл площадь в 26 тысяч квадратных метров. Отчего вспыхнул газ, точно неизвестно - может кто-то из местных просто включил в доме свет, и около 2 часов 15 минут ночи по поселку прокатился первый смертоносный огненный вал. А всего их было три: когда газ выгорал, ветер приносил в поселок из пробитой цистерны новую волну летучего топлива.
После взрыва многие из жильцов поселка начали выскакивать на улицу, и там их накрывала новая волна огня. Возле одного из домов нашли обгоревший труп женщины в остатках ночной сорочки, а под ним тело грудного ребенка - она погибла именно так, выскочив с младенцем в окно.
От жара в домах взрывались газовые баллоны, кто-то решил что началась война и лез в погреба и подвалы, а тяжелый газ в первую очередь стекал именно туда. Так погиб один китаец с женой и четырьмя детьми - он перебрался в Союз, тут женился, и тут погиб.
Многие люди задохнулись от нестерпимого жара прямо в своих постелях, так до конца и не проснувшись. Пожарных потрясли откопанные из под обломков тела молодоженов - они лежали крепко обнявшись друг с другом.
Официально в ту ночь в поселке Машинистов сгорело в общей сложности 44 дома и погибло 12 человек. Однако, фактическое число погибших составило как минимум 41 человек и еще около двухсот получили тяжелые ожоги.
Через девять месяцев после трагедии, на закрытом выездном заседании Куйбышевского областного суда под председательством судьи Пахомова, судили трех работников станции Сызрань-1: всего два года как закончившего институт дежурного диспечера 27-летнего Валерия Воронцова и 28-летнего помощника составителя поездов Леонида Фуражкина приговорили к шести годам лишения свободы. 31-летний сбежавший рабочий горки Александр Поднебесов получил три года колонии.
На пепелище поселка Машинистов посадили березовую рощу: по нормам техники безопасности, на 200 метров в округе от сортировочной станции не должно быть жилых домов. Но в большинстве городов эти двести метров давно застроены, и кто даст гарантию что цистерны с надписью «С горки не спускать» не продолжают и дальше скатывать самоходом?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Ось такі коди формують ідентичність сучасного росіянина...

  Нарешті вони починають це визнавати вголос)). Чого ви регочете? Все правильно чувак говорить. Авжеж, авжеж Україна для них - екзистенційна...